Два эпизода из богатой культуры Руси-Украины в XI-XII веках:
Рясна із колтами. Колти знайдені на Княжій Горі на Черкащині, XII ст.
Евпраксия Всеволодовна (нем. Adelheid von Kiew). Императрица Священной Римской империи. Коронация: 1089.
(1071, Киев — †9 мая / июля 1109, Киев) — киевская княжна, дочь великого князя киевского Всеволода I Ярославича (1077-1093), выдающегося сына Ярослава I Мудрого, что пытался удерживать единство государства киевской Руси и удерживал связи с Византией и Западной Европой. Сестра Владимира II Мономаха, германская императрица, жена немецкого императора Генриха IV.
Образование Евпраксия получила в киевском великокняжеском дворе. Она рано приобщилась к западной культурной и духовной традиции: ее мать, жена князя Всеволода, имела родственников в королевских семьях Венгрии, Польши, Норвегии, Франции, Византии.
В 1088 была обвенчана с германским императором Генрихом IV под именем Адельгейды. Благодаря этому браку Генрих IV пытался получить поддержку киевского князя в борьбе против саксонских властителей и способствовать объединению православной и католической церквей. В конце 1093-го Евпраксия Всеволодовна, не выдержав грубого обращения с ней со стороны мужа, была вынуждена покинуть Германию.
Отбыла в Каноссу (Северная Италия) к маркграфине Матильде Тосканской , при ее посредничестве, обратилась к Папе Урбану II, который передал ее дело с Генрихом IV на рассмотрение собора в Констанце, затем — Пьяченца (1095). Церковные соборы в Констанце и Пьяченце, на которых выступала Евпраксия Всеволодовна, осудили поведение Генриха IV.
Ее жизнь — яркий пример тех живых связей, которые княжа Украина занимала с царскими дворами Западной Европы.
Трагической судьбе Евпраксии Всеволодовны посвятил свой исторический роман «Евпраксия» Павел Загребельный.
*****
А теперь заглянем на Москва-болото примерно тех времен.. Ничего, кроме квакающих лягушек и эрзян, мокшан сыроедов. О европейском образовании, которое процветало в Руси-Украине, московиты аборигены до прихода туда киевских князей не ведали.
Известно, что поселение Кучково, согласно свидетельству Ипатьевской летописи под 1176 г, было альтернативным названием Москвы на раннем этапе существования города. Точнее, Кучково являлось крупным поселением местного феодала, а Москва представляла собой небольшую крепость, возведенную киевским, руським (не путать с искусственным руССким) князем Юрием Долгоруким на месте старого мерянского городища Дьяковского времени, на стрелке Москвы-реки и Неглинной.
Владельцем Кучкова был, естественно, некто боярин Кучко. Имя Кучко (не Кучка, как пишут некоторые лжеисторики!) на русской почве объяснения не находит.Имея в виду мерянское происхождение владельца Кучкова (сохранились многочисленные марийские легендарные сказания о том, что предки марийцев строили Москву), обратим внимание на меряно-марийское kučkys - орел, kutšyk - короткий. Семантика которых типична для личных финно-угорских имен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий