После множества находок на Киевских горах, особенно денежных кладов римского времени (II - IV вв.), стало ясно, что люди здесь жили намного раньше и времени легендарного Кия, и города Киева - "матери городов русских". Поэтому, начиная с ХVIII и до XX века включительно периодически возникал вопрос - как же назывался "докиевский Киев"?
1.Археологические находки позволяют с большой степенью вероятности утверждать, что "ядро" будущего Киева, первое городище, возникло примерно во II веке до нашей эры (праславянская Зарубинецкая культура), в качестве града-крепости на Замковой горе, возведённой над посадом под ней, в верхней, "сухой" части Подола (от горы до церкви Богородицы Пирогощей). И называлось это поселение (в разной интерпретации) Боричев. "Киев-град" появился на другой, соседней Киевской горе где-то в V-VI веках, то есть много позднее. Обнаружение имени "Боричев" для ядра-городища Киева (и подобных ему имен) позволяет сделать предположение, что все "боровские" термины вместе с "киевскими"охватывают период примерно в 2,8 тыс. лет. Таким может оказаться возраст словено-русского поселения на Киевских горах;
2.Само слово "Боричев" - производная от гораздо более древнего гидронима "Борустень"(Борисфен у греков) - дославянского названия Днепра. Именно под именем Борисфена упоминал о Днепре в своих трудах древнегреческий историк Геродот ещё в V веке до нашей эры. Существует предположение, что Борустень был верховным богом праславянского племени борустенитов, причём его имя происходит от имени другого бога, ещё более древнего верховного арийского божества Бора. Археологи привязывают борустенитов к Чернолесской культуре (до III века до н.э.), ареал которой охватывает лесостепное Правобережье Днепра;
3.Прежде чем превратиться в Боричев (Борск) из Борустеня, городок на Замковой горе стал называться Боруском (Зарубинецкая культура II в. до н.э — I в н.э.), преимущественно в римских источниках;
4.В V веке (430 г., по Длугошу и Стрыйковскому) на мысу Киевской горы, где начинался "увоз Боричев", был возведен "градец мал" Киев. Поставленный напротив боричевской вежи (бастиона),он прикрыл развилку дорог: Верхнюю Киевскую в долину Киянки и Боричев увоз по Уздыхальнице. В сущности, градец Киев был отдельно стоящим предградьем Борска. Теперь, чтобы прорваться к Борску-Боричеву нужно было сначала взять градец Киев, потом Боричеву вежу (бастион), крепости Уздыхальницу и Клинец. В Киеве-замке обосновались князья, с дружиной на Детинке;
5.Посад oт Киевской крепости развивался в две стороны: на Киевскую гору и в долину речки Киянки по Киевской дороге - улице вокруг Боричева-Борска на Подол к Почайне и Днепру. От посада по Киянке жители стали "киянами", а все разраставшееся поселение на Киевских горах - "Киян-городом" или "Кияновым". Длугош и Стрыйковский писали, что Киев уже в "430 году составляли четыре города: Киев, Щекавица, Хоревица и Лыбедь";
6.Название Киева, согласно "Повести временных лет", происходит от имени Кия, вождя племени полян, который вместе со своими младшими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедь основали древний славянский город;
7.Это, разумеется, не единственное (хотя и самое поэтическое) объяснение происхождения имени столицы древней Руси. Ещё одно такое же давнее, как и легенда о братьях, объяснение - город назван так потому, что через это место на Днепре проходил перевоз, на котором поляне управляли плотами и лодками не с помощью вёсел, а с помощью кия (длинной жерди), отталкиваясь им от дна реки. В некоторых местах в Украине занятие таким перевозом было промыслом целых поселений вплоть до начала XX века и называлось "киюванням";
8.Версия эта тем более правдоподобная, что населённых пунктов с подобным названием насчитывается примерно 20-ть в западнославянских землях, особенно в Польше, всего же таких поселений - более 60-ти. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются сёла Кияны и Кии. Сёла с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовии есть село Киевицы. Сёла Кияны имеются на Западной Волыни и в южных районах Литвы. Сёла с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, посёлок Киево – в крае Косово;
9.Известный русский историк и исследователь древнерусских летописей В.Н.Татищев (1686-1750) считал, что название Киева происходит от сарматского слова kivi (камень): "Киев, главный город в Малой Руси, на правом берегу Днепра, ниже устья реки Десны, на горе довольно высокой, весьма древней, от славян называн Горы, а от сармат Киви, то же значит, от чего имя Киев осталось. Нестор или кто по нем, не зная произвождения имяни сарматского, басню сложил о Кие князе с братиею, но древние римские географы имя Горы довольно знали, яко же и сам Нестор Горы имянует". Такое утверждение тоже имеет своё право на существование, поскольку в дославянские времена в бассейне реки Днепр и в области вокруг нынешнего Киева обитали как раз родственные скифские и сарматские племена. А выдающийся советский и российский антрополог Т.И.Алексеева (1928-2007) в своём исследовании "Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения" уже гораздо позже В.Н. Татищева (в 1974 году) пишет: "Как уже было отмечено, поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы".
10.Славянская хроника Гельмонда (XII в) даёт такую версию происхождения названия Киева: "Даны называют Русь также Острогардом по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. Её называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили гунны… …Главный город её Хуэ".
11.Ещё один вариант названия Киева в источниках X-XI вв (в основном, арабских) - Куяба (Куйаба) и Куява (Куйава);
12.У восточных авторов, а также у некоторых европейских и еврейских писателей Киев назывался Манкерман.
Персидский автор Рашид-ад-дин (ум. в 1318 г.) в сочинении "Сборник летописей" (в главе об "Истории царевичей Дешт-и-Кипчака") писал о взятии Киева татарами в 1240 г.: "Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкерман".
Анализ названия Манкерман (он же - Маграман) произвел известный филолог-ориенталист, профессор турецко-татарских языков Казанского университета И.Н.Березин (умер в 1896 г.). В статье "Нашествие Батыя на Россию" относительно значения имени Манкерман-Магроман он пишет: "...последняя его половина есть тюркское... керман (русский "кремль"), крепость; первая же половина может быть произведена от тюркского глагола мактамак - хвалить. Таким образом, настоящее слово будет Мак-керман, хвалимый город. Впрочем, название керман может быть приставлено к какому-нибудь собственному имени. ..».
13.Но самое загадочное название Киева (и одно из самых древних) зафиксировано в X веке византийским императором Константином Багрянородным, сообщающим в трактате "Об управлении Империей" (ок. 948 года) о "крепости Киоава, называемой Самватас". Кроме этого источника, такой топоним больше нигде и никогда не упоминался. Все попытки объяснить этимологию слова не выдерживают научной критики. Предложено производить его из славянского, армянского или тюркских языков. Наибольшей популярностью пользуется версия хазарского происхождения, однако, как и прочие, она не поддаётся проверке. Сторонники этой гипотезы переводят Самватас как "верхняя крепость", от тюркских слов sam - высокий, верхний и bat - сильный, или связывают с названием легендарной Субботней реки Самбатион, которая в еврейской литературе протекала на краю земли в стране потерянных десяти Колен Израилевых. В этом случае название могло возникнуть в недрах существовавшей в Киеве еврейско-хазарской общины.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий