Історія України від найдавніших часів до сьогодення.
Тизер
воскресенье, 2 августа 2015 г.
Янычары: с оружием против своих...
О ком идет речь: о хищных, жестоких захватчиках, которые уничтожали на своем пути буквально все живое, подчиняя далекие, чужие земли; или об умелых воинах, которые самоотверженно служили своему повелителю-султану, готовы были отдать за него и саму жизнь? О янычарстве — без мифов и стереотипов.
Кем же, в конце концов, были эти люди, о которых уже написано много беллетристической, легкомысленной, как, впрочем, и серьезной специальной исторической литературы? Что мы, собственно, знаем достоверного о янычарах? О ком идет речь: о хищных, жестоких захватчиках, которые уничтожали на своем пути буквально все живое, подчиняя далекие, чужие земли; или об умелых воинах, которые самоотверженно служили своему повелителю-султану, готовы были отдать за него и саму жизнь?
Кто перед нами: изменники своей святой христианской веры и Отчизны, которые перешли на сторону «басурманов», или просто высокопрофессиональные солдаты Средневековья (последнее не отрицалось даже теми европейскими христианскими хронистами, которые были настроены по отношению к янычарам откровенно враждебно, как, например, Константином Островицей, сербом, который во второй половине ХV века попал в плен к туркам, служил в османской армии и написал преинтересные «Записки янычара»)?
Вопросы интересные не только с сугубо научной, историко-академической точки зрения, и не только потому, что здесь мы имеем дело со многими реальными драматическими сюжетами, которые касаются жизни и смерти людей. Слово «янычар», которое в определенное время стало символическим, обобщенным заменителем понятий «предатель», «ренегат», «отщепенец», едва ли не «палач Родины» (кстати, «заслуга» в этом принадлежит в первую очередь писателям и публицистам — по крайней мере, такой выдающийся востоковед, как академик Агатангел Крымский, ничего аналогичного о янычарах не пишет), это слово имеет, к счастью, и вполне конкретное, реальное историческое наполнение.
Попробуем коротко осветить, показать его, опираясь не на мифы, а на более-менее проверенные факты. И тогда увидим, как в живой истории непостижимым образом переплетаются, совмещаются, сосуществуют, казалось бы, несовместимые события, явления, конфликты, процессы. И это касается не только нашей темы, читатель.
Янычары перед султанским дворцом. ХVI в. Старинный рисунок
Итак, кто же такие янычары? Это — регулярная пехота в Османский империи (определенная часть историков даже считает их первым регулярным войском в Европе вообще), которая существовала с 1365 года по 1826 год (более четырех с половиной веков). Само слово «янычары» происходит от турецкого «йеничери» — «новый воин». Эти воины принадлежали к рядам личной гвардии султана («капикулу»), более того, составляли ее основу. При этом они официально считались «рабами» султана; мы увидим, что на самом деле все было значительно сложнее.
Что касается формирований янычаров — в «лучшие времена», в ХVІ веке, их численность достигала 80, и даже 100 тысяч бойцов), они выполняли разнообразные функции: во-первых, были главной ударной силой султанской армии во время грандиозных завоевательных походов по территории Восточной и Южной Европы (Украины в частности), Балкан, Средиземноморских стран, впоследствии — Венгрии, Австрии, государств Востока (Иран, Ирак, Палестина), Кавказа (Армения, Грузия)...
Вот здесь и жестокость, и неистовство, и отвага, и боевое умение янычаров (они начинали как стрелки-лучники, но уже в начале ХVI века неплохо научились владеть огнестрельным оружием) проявилось в полной мере. Во-вторых, были личными охранниками султана и членов его семьи, а также часовыми, полицейскими и пожарными. И, в-третьих, при необходимости (если властитель Османской империи отдавал такой приказ) осуществляли карательные функции.
Стоит сказать об истории формирования и порядке комплектации и пополнения янычарских соединений. Янычарская пехота, исходя из необходимости реорганизации войска Османской империи, была создана султаном Мурадом І в 1365 году. Это войско довольно существенно способствовало успеху агрессивных военных акций новообразованного султанского Турецкого государства в ХIV—XV веках; так, без янычаров, которые упрямо, с настойчивостью фанатиков штурмовали мощные защитные стены Константинополя, вряд ли было бы возможно захватить этот большой город в мае 1453 года.
Однако возникает вопрос: как комплектовались и пополнялись ряды янычарских бойцов? Ответ достаточно известный и драматический: основную часть этих соединений составляли юноши-христиане 12—16 лет (случалось, и младшие), которые были взяты в плен во время далеких походов султанской армии или отобраны у родителей на территориях, уже официально присоединенных к Османской империи, в рамках тотального военного рекрутского набора (эта акция называлась «девширме» — налог кровью).
Конкретно это касалось болгарских, сербских, украинских, албанских, армянских, греческих, грузинских, боснийских мальчиков, которых забирали из семьи и, требуя сурового соблюдения «девширме» (собственно, общей официальной повинности христианского населения империи), впоследствии воспитывали в строгих исламских традициях.
Стоит отметить, что набор «девширме» (применялась разнарядка) не был абсолютно всеохватывающим. От этой акции освобождались женатые (вот почему в ту эпоху фиксируются поразительно многочисленные случаи ранних браков детей), христианские жители Стамбула, которые владели турецким языком, лица иудейского вероисповедания. Характерно, что, несмотря на кровь, угрозу жизни, риск опасных битв, достаточно большая часть родителей (а впоследствии — и сами мальчики) четко понимали: служба в рядах янычаров позволяла добиться высокого статуса в обществе. А если для этого нужно поднять оружие против своей бывшей Родины — увы…
Как мы уже говорили, янычары назывались «рабами султана» и постоянно жили в монастырях-казармах. Первые 200 лет существование янычарского корпуса (вплоть до 1566 года, когда умер самый могущественный из османских властителей — султан Сулейман I Пышный) им было запрещено жениться и иметь собственное хозяйство; потом этот запрет был отменен, что имело глубокие и неоднозначные последствия для дальнейшей истории янычарства как института.
Вся собственность умершего или погибшего в бою янычара становилась достоянием его полка, в котором он служил. Интересно, что янычары овладевали не только военным искусством (владение огнестрельным оружием, луком, мечом, строевые упражнения), но и изучали литературу, языки, право, теологию, каллиграфию (следовательно, не все из них, по крайней мере, были просто жестокими головорезами).
Старые или раненые янычары имели право на получение пенсии; многие из них, прекратив воевать, делали достаточно успешную военную карьеру. В 1683 году, по приказу султана Мехмеда ІV, в янычары начали брать и детей мусульман (важный исторический рубеж).
Вернемся к тому, как происходило воспитание будущих янычаров. Пригодных для службы мальчиков обязательно отправляли в Стамбул; здесь самых способных из них селили в (на современном языке) «центре подготовки кадров» Эндеруне, который располагался на территории грандиозного султанского дворцового комплекса Топкапы. Там таким образом отобранных христианских мальчиков готовили к придворной охранной службе.
Других детей отправляли в янычарский корпус, а перед этим часто отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они учились турецкому языку, исламу, основам военного дела, у них воспитывали послушание и покорность. Впоследствии юношей отправляли в учебные корпуса, там они на протяжении по меньшей мере шести лет проходили (под наблюдением евнухов) военную подготовку, обучаясь владению разнообразными видами оружия.
Какими же были задачи янычаров во время боя? Столкновение обычно начинала конница, которая должна была прорвать линию обороны противника. Янычары же, стреляя из ружей, строились клином и начинали атаку, используя мечи и другое оружие (отдельная интересная тема — провести сравнительный анализ этой тактики и боевых приемов наших запорожских казаков). Достаточно часто случалось так, что враг османцев, особенно если он не имел многочисленной дисциплинированной пехоты, не выдерживал такой атаки. Характерно при этом, что янычары, обычно, не стреляли залпами, предпочитая прицельную стрельбу. Отметим также, что во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок).
Янычара легко было отличить от представителя традиционного мусульманского населения, потому что он имел усы и бритую бороду, что было нехарактерно для последнего. Членов янычарских корпусов можно было отличить и от остальных османских военнослужащих: они носили белый войлочный колпак («юскюф») со свисающим сзади куском материи, который по форме напоминал, во-первых, рукав султанского халата, а, во-вторых, парадную шапку запорожского казака (!). Сначала самым популярным оружием янычаров были короткие копья и пики, впоследствии — ружья, арбалеты, мечи, сабли, кинжалы, ятаганы. Применялись также и разные булавы, боевые топоры, некоторые виды древкового оружия (алебарды, бердыши).
И еще один не очень известный факт. Оказывается, существовали сугубо «христианские» янычары: в армии Речи Посполитой по турецкому образцу были сформированы из добровольцев собственные янычарские части. Король Август ІІ в начале ХVIII века создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычаров полностью наследовали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом, в частности, военные барабаны были турецкого образца.
Историю янычаров и янычарства в полной мере можно понять лишь в контексте общей социальной политики османских правителей. Вот что пишет об этом выдающийся турецкий историк Халил Иналджик: «Османский режим заменил феодальную раздробленность централизованным правлением, а налоги и привилегии назначались на усмотрение феодальных сеньоров.
Для крестьянства (новопокоренных стран. — И. С.) новый режим должен был быть лучше старого. Чтобы понять преимущество османцев над местной балканской администрацией, стоит лишь сравнить османские законы с кодексом законов сербского монарха Стефана Душана. Например, кодекс Душана требовал от крестьянина работать на своего господина два дня в неделю; османские же правила требовали, чтобы земледелец работал на землях местного феодала в его пользу лишь три дня в год.
Протекция крестьянства от эксплуатации местной властью была основополагающим принципом османского правления. В то же время османы официально признали православную церковь, собственно, притесняя католическую по всем своим владениям. Эти факторы важны для объяснения, почему так легко и быстро распространялась османская экспансия на Балканах, и почему крестьянство не присоединилось к сопротивлению своих господ османам».
И далее Иналджик пишет: «Завоеватели, однако, не видят в себе представителей каких-либо особых, специфических социальных убеждений. Они знали, что, проводя политику примирения относительно христиан, они могли легче расширять свои владения и увеличивать источники доходов.
Это также было частью их экспансионистской доктрины — толерантно вести себя с местной знатью и военным классом. Османы брали представителей военного класса себе на службу, за исключением тех, кто открыто противостоял им, и таким образом в Болгарии, Сербии, Албании, Македонии и Фессалии они содержали на службе многотысячные местные войска, известные под славянским названием «войников».
Они довольствовались правом на использование фиксированного участка государственной земли, были освобождены от уплаты налогов и служили воинами в боевых частях османской армии. Валахи, сербские христиане-кочевники также были освобождены от уплаты определенных налогов в обмен на службу пограничными сторожами и в отрядах для рейдов на вражеские территории. Многие солдаты, набранные из вассальных государств, служили в османском войске под командованием своих князей и сеньоров, не принимая ислам». Так утверждает один из самых авторитетных исследователей истории Османской империи классической эпохи.
Чтобы читатель лучше представлял себе реальное содержание высказывания «янычары — рабы султана», стоит отметить, что эти «рабы», а особенно после того, как им было разрешено иметь собственное дело и обогащаться, настолько укрепили свое политическое и экономическое влияние, что, случалось (и это не было редкостью), свергали, возводили на трон и даже убивали самих султанов, организовывали государственные перевороты!
Так, задушили тетивой лука султана Ибрагима (1648 г.), зарезали султана Османа ІІ (1622 г.), и это — лишь два примера; на самом же деле в ХVII—XVIII веках такие случаи отнюдь не были единичными. Однако логика истории одновременно заключалась и в том, что, в известной мере доминируя в правительстве, меняя султанов, получая новые и новые должности и большие деньги, янычары постепенно, шаг за шагом, теряли мастерство воинов, превращаясь в своего рода обычных дельцов, чиновников, а то и взяточников. В конечном итоге это и повлекло ликвидацию института янычарского войска в 1826 году.
А как на счет феномена «украинского янычарства», блестяще раскрытого Романом Иванычуком в романе «Мальви»? Это — большая, болезненная и страшная тема. Однако тема для отдельного разговора. Очень тяжелого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий